Земельный сервитут

Становление рыночных отношений в Республике Казахстан  ознаменовалось возрождением категории вещных прав и формированием ее системы. В системе вещных прав на чужое имущество, наряду с другими, законодательство предусмотрело такое право как сервитут. Необходимость введения данной правовой системы вызвана экономическими потребностями общества.

Сервитут является одним из важнейших правовых институтов, который позволяет гражданам, предприятиям, объединениям и иным организациям пользоваться в ограниченном объеме чужим имуществом.

Среди вещных прав на землю особое место занимает земельный сервитут. Это - право ограниченного пользования чужим земельным участком, зданием, сооружением и другим недвижимым имуществом.

Согласно ст. 67 Земельного Кодекса Республики Казахстан основанием возникновения сервитута могут быть:

 1) нормативный правовой акт;

2) договор заинтересованного лица с собственником или землепользователем;

3) акт местного исполнительного органа;

4) решение суда;

5) иные случаи, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Земельным законодательством предусматривается частный и публичный сервитут.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Тогда как, публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.

Публичный сервитут может устанавливаться для:

§ прохода или проезда через земельный участок;

§ использования земельного участка;

§ проведения дренажных работ на земельном участке;

§ прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

§ выпаса сельскохозяйственных животных;

§ сенокошения;

§ использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

§ временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;

§ свободного доступа к прибрежной полосе.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

При этом, плата за установление частного сервитута на земельные участки, находящиеся в государственной собственности и не предоставленные в землепользование, составляет пятьдесят процентов от размера земельного налога.

Таким образом, можно сказать, что суть земельного сервитута состоит в необходимости соблюдения прав третьих лиц на доступ к своему имуществу при условии возмещения убытков, понесенных в результате данных мероприятий.

Исп.: И.о. главного специалиста  Управления земельных  отношений Акмолинской области  Орашева Д.Д.

 

 

 

Страница создана: 18.07.2017 16:07

Обновлена: 18.07.2017 16:07

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
© 2011
Управление Земельных Отношений Акмолинской Области
разработка портала
IT-Expert
ПОЧТОВЫЙ АДРЕС: 020000, Акмолинская область, город Кокшетау, ул. Сатпаева 1б
ТЕЛЕФОН/ФАКС: -8 (7162) 25-34-71
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА: p.priemnayaakmo.gov.kz
ПО ВОПРОСАМ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ОБРАЩАТЬСЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ: 8 (7162) 25-68-66