Земельный сервитут
Становление рыночных отношений в Республике Казахстан ознаменовалось возрождением категории вещных прав и формированием ее системы. В системе вещных прав на чужое имущество, наряду с другими, законодательство предусмотрело такое право как сервитут. Необходимость введения данной правовой системы вызвана экономическими потребностями общества.
Сервитут является одним из важнейших правовых институтов, который позволяет гражданам, предприятиям, объединениям и иным организациям пользоваться в ограниченном объеме чужим имуществом.
Среди вещных прав на землю особое место занимает земельный сервитут. Это - право ограниченного пользования чужим земельным участком, зданием, сооружением и другим недвижимым имуществом.
Согласно ст. 67 Земельного Кодекса Республики Казахстан основанием возникновения сервитута могут быть:
1) нормативный правовой акт;
2) договор заинтересованного лица с собственником или землепользователем;
3) акт местного исполнительного органа;
4) решение суда;
5) иные случаи, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Земельным законодательством предусматривается частный и публичный сервитут.
Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Тогда как, публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.
Публичный сервитут может устанавливаться для:
§ прохода или проезда через земельный участок;
§ использования земельного участка;
§ проведения дренажных работ на земельном участке;
§ прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
§ выпаса сельскохозяйственных животных;
§ сенокошения;
§ использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
§ временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
§ свободного доступа к прибрежной полосе.
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
При этом, плата за установление частного сервитута на земельные участки, находящиеся в государственной собственности и не предоставленные в землепользование, составляет пятьдесят процентов от размера земельного налога.
Таким образом, можно сказать, что суть земельного сервитута состоит в необходимости соблюдения прав третьих лиц на доступ к своему имуществу при условии возмещения убытков, понесенных в результате данных мероприятий.
Исп.: И.о. главного специалиста Управления земельных отношений Акмолинской области Орашева Д.Д.
Страница создана: 18.07.2017 16:07
Обновлена: 18.07.2017 16:07