Что необходимо знать гражданину при изъятии государством его земельного участка

В Республики Казахстан вопросами изъятия земель для государственных нужд, а также иного недвижимого  имущества ввиду особой социальной остроты данного вопроса уделяется особое внимание.

Процедура изъятия земельных участков и недвижимого имущества государством регламентирована  Земельным кодексом РК и Законом РК «О государственном имуществе». Согласно данным законодательным актам полномочия по изъятию земельных участков и иного недвижимого имущества для государственных нужд закреплены за местными исполнительными органами.

Анализ проведения мероприятий по изъятию земельных участков  для государственных нужд за период с 2012 года и истекший период 2015 года показал, что более частыми  причинами  не изъятия  земельных участков являются обременения в виде залогов и арестов, несоразмерно высокая оценочная стоимость изымаемых земельных участком,  установленная консалтинговыми организациями. То есть, личные интересы частного лица вступают в противоречие с интересами общества которое представляет государство.

Вышеуказанный механизм предусматривает достаточно рычагов для судебной защиты прав собственника  земельного участка.  Собственнику представлено право предпринимать шаги по окончанию  оформления земельного участка а также инициатива по согласительным процедурам относительно определения стоимости земельного участка.

Гражданам необходимо знать, что законодательством о государственном имуществе выплаты компенсации устанавливаются лишь для участков, находящихся на праве частной собственности, в размере стоимости, уплаченной государству. А в случае  приобретения земельного участка  на вторичном рынке - не выше рыночной стоимости.

Землепользователь  вправе представить подтверждающие документы произведенных им улучшений качества земельного участка и в случае невозможности отделения данных  улучшений, требовать возмещения их стоимости в судебном порядке. При этом стоимость выкупленного права аренды  также может быть возмещена аналогичным образом.            

Согласительным процедурам также следует уделить повышенное  внимание, ведь от того  как пройдет согласительный процесс, зависит длительность самого изъятия земель. Гражданин у которого изымается земельный участок, может отслеживать ход изъятия в соответствии с главой 6 Закона РК  «О государственном имуществе» и своевременно реагировать в случае нарушения его прав  или процедуры  изъятия для государственных нужд. 

Так в соответствии с Законом РК «О государственном имуществе» в постановлении о начале принудительного отчуждения земельного участка, в связи с изъятием для государственных нужд указываются: цель и основания отчуждения, местоположение, площадь, кадастровый номер земельного участка, собственник (землепользователь), дата принудительного отчуждения, место обращения собственника (землепользователя) для осуществления согласительных процедур.

Далее исполнительный орган обязан не позднее трех календарных дней после опубликования постановления, направить собственнику или негосударственному землепользователю письменное уведомление о принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд с приложением к нему проекта договора о выкупе земельного участка.

После получения уведомления при достижении соглашения между местным исполнительным органом и собственником или негосударственным землепользователем изымаемого имущества для государственных нужд, проект договора о выкупе земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд направляется в местный представительный орган на согласование.

 При не достижении соглашения о передаче имущества с кем-либо из заинтересованных лиц, принудительное отчуждение земельного участка осуществляется в судебном порядке.

 Согласно п.3 ст.67 Закона РК «О государственном имуществе» - рыночная стоимость земельного участка или иного недвижимого имущества, отчуждаемого в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, определяется независимым оценщиком в соответствии со статьей 208 данного Закона.

Учитывая принципы приоритета человека над государством,  провозглашенные  в Конституции РК, а также законодательно закрепленные принципы умеренности и разумности, при изъятии земельных участков  для государственных  нужд  обеспечение права гражданина на получение равноценной компенсации за изымаемый  земельный участок  должно учитываться в первоочередном порядке. При этом не должны быть ущемлены соответствующие гражданские  права государства.

Резюмируя вышеизложенное, при  изъятии земельных участков для государственных нужд государственные органы руководствуются принципом «Lex est dictamen rationis» (закон диктуется разумом), при максимальном соблюдении паритета между интересами общества  и личности, как это прописано в законодательстве.

Исп.: АСЕТ КАСЫМЖАНОВ, главный специалист

управления земельных отношений области 

 

 

 

Страница создана: 18.07.2017 16:07

Обновлена: 18.07.2017 16:07

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
© 2011
Управление Земельных Отношений Акмолинской Области
разработка портала
IT-Expert
ПОЧТОВЫЙ АДРЕС: 020000, Акмолинская область, город Кокшетау, ул. Сатпаева 1б
ТЕЛЕФОН/ФАКС: -8 (7162) 25-34-71
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА: p.priemnayaakmo.gov.kz
ПО ВОПРОСАМ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ОБРАЩАТЬСЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ: 8 (7162) 25-68-66